Актуальное, Общество

О белорусском образовании и не только

Для того чтобы страна совершила цивилизационный рывок, нужно задуматься о кардинальном изменении системы образования, подходов к процессу обучения и взращиванию... учителей будущего. 

Недавно обнаружила в блокноте свои давнишние заметки об образовании. Бессистемные, бессвязные записи, сделанные в разные годы. Вывести из разрозненных умозаключений единую концепцию, стройную систему вряд ли удастся. Однако это может быть полезно тем, кто заинтересован в реформировании белорусской системы образования. Им и адресую эти тезисы.

​- Пообщайтесь с обычным белорусским учителем, расспросите его о проблемах школьного образования и задайте вопрос: что является главной помехой в учебном процессе средней школы? И услышите парадоксальный ответ: главным тормозом обучения являются… методисты. Казалось бы, методисты призваны помогать учителю, способствовать процессу обучения. Ведь педагоги иногда нуждаются в помощи определённых форм и методов обучения. Тут и должен появиться методист со своими материалами и программами. Он обязан поднять планку обучения.

На деле происходит обратное. Методический отдел превращается в ещё один контролирующий орган, обязывающий учителей писать бесконечные отчёты. Это нужно срочно исправлять. На методистов нужно переложить всю «бумажную работу» учителей, высвободив творческие силы педагогов. Учитель не должен составлять бесконечные программы. Учитель должен учить и воспитывать. Причём больше – воспитывать. Не будем забывать, что слово «школа» произошло от греческого слова «схоле», что означало «занятия в свободное время», т.е. досуг.

— Для того, чтобы через 30 лет над вами зашумела кронами тенистая аллея, высаживать хрупкие саженцы нужно уже сегодня. Для того чтобы страна совершила цивилизационный рывок, нужно задуматься о кардинальном изменении системы образования, подходов к процессу обучения и взращиванию… учителей будущего. 

Вся система начального обучения требует пересмотра. Во-первых, нужно отказаться от электронных вспомогательных устройств в начальной и средней школе. Первоклашкам нужно вернуть каллиграфию, делать упор на развитие мелкой моторики. Это, в свою очередь, развивает лобные части головного мозга, ответственные за развитие и обучаемость. Начальное обучение должно строиться на игре, способствующей развитию воображения. Далее. Нужно убрать страх ученика перед оценкой, перед выставлением ребенка в неприглядном виде. Ребёнок не должен бояться учителя. Ребёнок не должен бояться наказания. Педагог должен создать атмосферу, в которой ребёнок не будет подвергаться насмешкам одноклассников. Ребёнок не должен бояться совершать ошибку – это залог любви к учёбе.

— Читала исследование, в котором утверждается, что около 90% знаний, получаемых школьниками на уроках, тотчас забываются. И всё из-за того, что нарушен баланс между знаниями точных наук и гуманитарных. Школьные уроки не способствуют развитию фантазии ребенка, а без этого невозможен необходимый скачок сознания и мотивации.

— Школа должна развивать талант как таковой, любого вида. Талант каждого ученика. Нужно пересмотреть отношение к урокам музыки: дети должны задействовать высшие контуры психики. Они должны стать композиторами, способными воссоздавать новые ритмы Вселенной.

— Нужно отказаться от ЕГ. Игра в «угадайку» должна быть исключена. Нужно переходить от обучения «компетентности» и набора информации к фундаментальным разносторонним знаниям. Нужно уходить от навязываемых извне принципов стандартизации на базе глобализации. Почему Запад воспитывает наших детей? 

В школьную программу необходимо вернуть предмет логики. Необходимо издать учебник логики, развивающий операции мышления.

Одновременно нужно отказаться от следования некоторым западным методикам, ведущим к тотальному размытию системы истинных цивилизационных ценностей, к дерационализации сознания. Нужно отказаться от толерантности, нужно вернуться к системе авторитетов: наука, гуманитарная и нравственно-духовная основа, культура, героизм, ответственность, образование, логика и т.д. Должна быть создана система суверенного белорусского образования.

— Нужно избавиться от «менеджеров от образования». 

— Старшеклассников и студентов училищ и вузов нужно готовить к профессиям будущего.

Скажем, нефтегазовые профессии – заложники времени. Мы не знаем, как долго будут востребованы человечеством нефть и газ для выработки энергии, это зависит от интересов наднациональных структур и государств-добытчиков углеводородов. Белорусская транспортная система и НПЗ требуют специалистов, обслуживающих эту отрасль, которая обречена. Но именно в этих институтах обучение должно строиться на поиске энергетического скачка.

— Инновационное развитие Беларуси возможно лишь в условиях восточного вектора – Китай, Россия, Индия, Иран. Рынок Запада (ЕС и США) давно закрыт для нас.

— Должен быть баланс гуманитарного и естественно научного познания, но при этом важно, чтобы этот баланс привел к переходу от науки к осознанному профессиональному творчеству.

Одно время мне было любопытно наблюдать за делением на «физиков» и «лириков». Как одни превращались в других. Теперь понимаю, что студентов первых курсов физико-математических факультетов отчисляли из институтов не потому, что те ошиблись с идентификацией себя в линейке «физики-лирики». Они не соответствовали будущей профессии, демонстрировали профессиональную неграмотность и неумение интегрировать оттого, что при обучении был нарушен этот баланс.

— Профессионально-технические училища и ВУЗы обучают прошлому, а должно быть обучение будущему. Студента нужно «провести» по цепочке знаний прошлое-настоящее-будущее. Нужно уже сейчас обучать и готовить учителей будущего.

Беларусь – социальное государство. Но социальная связанность граждан должна строиться на формировании будущего. А этому будет способствовать только скачок образования.

Заглянула в энциклопедический справочник. В дореволюционном Витебске во всех учреждениях образования обучалось менее 4 тысяч человек. В первое десятилетие советской власти учащихся было более 50 тысяч. К 1939 году в городе было 3 ВУЗа, 8 техникумов, 2 училища и 43 общеобразовательных школы, не считая фабрично-заводских училищ и школ ФЗО… Удивительно, но это полностью соответствует сегодняшнему дню! Т.е. прошло 78 лет, а картина та же – количество образовательных учреждений в целом не изменилось… СССР совершил образовательный скачок! Теперь в образовании возможен лишь скачок качественный.

— Необходимо вернуться к идее реализации всеобщего обязательного бесплатного высшего образования.

— Нужно признать, что у Беларуси нет ресурсов для строительства суверенной территориальной административной системы образования и дальнейшей реализации научных кадров. Только восточные векторы сотрудничества, более глубокая интеграция с Россией – позволят нашей стране совершить рывок в будущее.

 

Источник

Метки: ,

Статьи автора

Как западные НКО превращают белорусскую молодежь в баранов
Как всё устроено в тренингах различных НКО, финансируемых из западных фондов
Великобритания, Франция и США несут равную ответственность с Германией и Италией за развязывание Второй мировой войны
Мюнхенский сговор 1938 года – одно из злодеяний Англии, Франции и США, которые наряду с фашистскими режимами Германии и Италии несут прямую ответственность за развязывание самой зловещей войны в истории человечества
Польская угроза американскими руками
Авантюристские действия Варшавы являются прямой угрозой нашей безопасности. Как отреагирует официальный Минск?
«Витебляне» или «витебчане»: глубинный смысл мышиной возни
Отчего же время от времени подбрасываются все эти «недовольки» с «в\на Украину», «Беларусь, а не Белоруссия», чепуха с «расейской» мовой и «экспертное заключение про витеблян»?
Все статьи автора