Наше движение, Общество, Политика, Статьи

Местному самоуправлению есть, куда совершенствоваться

Состоявшиеся в Беларуси 18 февраля местные выборы сенсаций не принесли

Состоявшиеся в Беларуси 18 февраля местные выборы сенсаций не принесли. Цифры по голосованию примерно такие же, как четыре года назад, состав избранных советов тоже, в целом похож на состав предыдущего созыва, а более половины из них привычно займут свои прежние депутатские кресла. Также не получила своего представительства оппозиция и примерно те же у нее претензии к власти.

При более детальном изучении электоральной статистики определенные особенности все-таки можно разглядеть. Например, заметно больше в местных советах стало представителей крупного бизнеса, в том числе довольно знаковых фигур. Если сравнивать с предыдущими выборами, больше стало представителей различных партий. Но, в сравнении с общим числом депутатов, число обладателей партбилетов по-прежнему осталось незначительным.

Чтобы подвести итоги выборов, обсудить их и поговорить о судьбах местного самоуправления в Беларуси, «Гражданское согласие» в рамках платформы «Диалог» провело в Минске очередной круглый стол, как обычно собравший сторонников самых различных политических взглядов. Было много левых, от полковника Петрушенко, заседавшего еще в Верховном Совете СССР до Павла Катаржевского, представителя молодого поколения партии «Справедливый мир», от ЛДПБ был Олег Гайдукевич, от БНФ – Илья Добротвор, один из немногих, кто активно участвует в подобных форумах. Также участвовал в качестве независимого эксперта Мирослав Кобаса, возглавляющий Фонд им. Льва Сапеги, занимающийся вопросами местного самоуправления. Были также представители центрального и регионального руководства «Гражданского согласия», независимые кандидаты.

Общее настроение, которое разделяли все присутствовавшие, — с местными выборами и местным самоуправлением нужно что-то менять. И рациональное зерно было у каждой из сторон. И местному самоуправлению и выборам, как таковым, есть, куда развиваться.

Что касается местного самоуправления, тут наиболее радикальным оказался Мирослав Кобаса, выступивший с идеей кардинального изменения административно-территориального устройства и перевода его с трехступенчатой (область-район-сельсовет) на двухступенчатую основу. Идея не нова и неоднократно обсуждалась, как властью, так и оппозицией, но так и не была реализована. И я понимаю, почему. Может быть, в теории это выглядит и неплохо, но можно представить тот управленческий хаос, который будет сопровождать реализацию этой идеи – перекройка административных границ – это и реорганизация всех исполкомов, местных советов, изменение порядка принятия решений, сфер ответственности, привычных административных конструкций и процедур. После такой революционной перетряски госаппарат будет привыкать работать по-новому годами. И при этом далеко не факт, что в реальности новая система будет эффективнее действующей, зато в том, что ей потребуется длительная отладка, можно не сомневаться. Потому административная революция и откладывается уже третье десятилетие.

Другая идея – повышение роли местных советов, их сферы ответственности, особенно в распоряжении коммунальным имуществом. С этим я, как и все собравшиеся, согласен. Создавая в 90-х вертикаль власти, руководство страны слишком увлеклось, превратив местные советы в, скорее, номинальные органы. В свое время, для стабилизации обстановки в стране, это, возможно, и был логичный шаг, но сейчас давно пришла пора дать местному самоуправлению больше прав, раскрепостив инициативу на местах, дать толчок для развития местных элит.

Обсуждали и процедуру выборов. Гайдукевич в очередной раз заявил о необходимости перехода к мажоритарно-пропорциональной системе. Я эту идею тоже давно поддерживаю. Пока у нас действует сугубо мажоритарная система, партия власти всегда будет иметь преимущество, до тех пор, пока ситуация не станет совсем уж революционной. Прошедшие местные выборы это в очередной раз подтвердили – две партии, от которых в местные советы прошли более 100 депутатов – КПБ и Республиканская партия труда и справедливости – во многом номенклатурные. Об этом можно судить по персональному составу их выдвиженцев в советах. Достаточно популярная, имеющая сильные позиции и не находящаяся в постоянной конфронтации с властью ЛДПБ гордится, что смогла провести пятерых. Раньше не было ни одного. Про оппозицию (в том числе, левую и пророссийскую) и говорить нечего. Как не было – так и нет. Пропорционально-мажоритарная система поможет усилить партии, поспособствует формированию более развитой и конкурентной политической системы.

И, наконец, претензии оппозиции. Они традиционные – фальсификации, нарушения и т.д. Прозрачность, ответственность в процессе выборов – главное. И в этом направлении у нашей избирательной системы есть очень большое пространство для совершенствования.

Артем Агафонов

Фото: politring.com

Источник: «Белорусский партизан»

Метки: , , , ,

Статьи автора

Реалии с Артемом Агафоновым
Видеоблог. Выпуск 16 от 13 января 2019 года
Нобелевский кандидат
До президентских выборов еще очень далеко, но предвыборный креатив некоторых оппозиционных политиков уже бьет ключом
Почему состарился «Молодой фронт»
«Молодой фронт» по словам его нового лидера уже становится «Фронтом среднего возраста». Почему так происходит?
Доклад ChathamHouse. Как из Беларуси сделать Антироссию
В благие намерения английских джентльменов верить не приходится – они всегда руководствовались исключительно интересами собственного королевства
Все статьи автора