Актуальное, Общество

С кем вы, мастера белорусской культуры?

"Нет злейших врагов у своего народа, чем квасные патриоты"

Любовь к Родине – непреходящая благость, вскрывающая всё лучшее в человеке. Любовь к Отчизне – естественное состояние неравнодушных сыновей и дочерей своей земли. Бесконечный источник жизненной энергии и вдохновения для творчества. Но крайне тонка и малозаметна грань, отделяющая истинный патриотизм от национализма, когда сердечная привязанность к своей земле перерастает в липкую неприязнь и, в конечном счёте, в неприкрытую ненависть к другим странам и народам. Перешагнувший эту незримую грань националист необратимо становится нацистом.

Витебск – город искусств, естественный центр творчества и культуры. И сколько бы «сверху» не назначали «культурными столицами» белорусские города, каждый житель страны знает непреложное: Витебск – истинная культурная столица Беларуси.

4 апреля 2018 года в Республиканской художественной галерее Белорусского союза художников (Дворец искусства, ул. Козлова, 3) открылась выставка «Код: 25.03.2018», посвященная 100-летию БНР.

Таким образом, гражданам Беларуси как бы сообщается, мол, у нас демократия, никто не преследует инакомыслящих: хотят художники выставляться под такой вывеской – ради Бога! Пусть развлекаются, никто не останавливает. Главное, чтобы тачку с навозом у президентского дворца не выставляли, как это проделал однажды в столице витебский художник.

Выставку посетили оппозиционеры, выступил поэт и политик Некляев. У нас свобода слова, пожалуйста! Председатель Белорусского союза художников Григорий Ситница также произнёс речь: «25.03.2018 – это совсем не рядовая последовательность цифр на календаре, это ключевой код к воспоминаниям о тех драматических событиях, что в марте 1918 года запустили необратимый процесс, результатом которого и стало существование на современной карте мира государства Республика Беларусь».

Очень хочется надеяться, что Белорусский союз художников, созданный в советское время для осуществления вполне конкретной идеологической миссии, с подобной торжественностью устроит аналогичную выставку к 100-летию БССР, а председатель уверит посетителей в том, что Республика Беларусь – преемник Белорусской ССР.

На выставке были представлены и витебские мастаки. Так художник Светлана Баранковская, являющаяся главой областного отделения БСХ, представила гобелен, изображающий советского писателя Василя Быкова, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР. Тот редкий случай, когда мастерское исполнение перекрывает смысловой подтекст, который пытается навязать зрителю автор, используя в произведении символику коллаборационистов, полицаев-карателей времён фашистской оккупации.

Возможно, к 100-летию БССР и к 80-летию сталинского творческого объединения, ныне именуемому Белорусский союз художников, Светлана Александровна – с подобающим размахом! – организует юбилейные выставки, представив публике не менее талантливо исполненные произведения с советской символикой.

А иначе нам придётся довольствоваться низкопробными поделками от какого-нибудь альтернативного около художественного центра… Витебляне помнят скандал с «головой Ленина из холодца». Подобные «перформансы», выдаваемые за искусство – суть этой псевдо художественной деятельности. Духовная, нравственная и ремесленная деградация.

Очевидно, что «перформансы и инсталляции» подменили собой понимание искусства как деяние выдающегося мастерства, ведущего к нравственному воспитанию и духовному возвышению. В этом, в подмене, основная опасность безобразия, именуемого «современным искусством» и «особым видением».

Однако подобные центры с удивительной лёгкостью подменяют собой Союз художников; им запросто передают выставочные залы, ранее находившиеся в собственности Союза.

За государственный счёт существуют некие около культурные объединения, при том, что талантливые профессиональные художники вынуждены едва сводить концы с концами, оплачивая непомерные счета за мастерские.

Пора понимать: кто на самом деле «правит бал» в художественной сфере и формирует сознание подрастающих поколений. Государству пора перестать отмахиваться от сложившейся неприглядной ситуации.

В своих статьях мне неоднократно приходилось указывать на проявления нетерпимого местечкового национализма. В который раз хочется донести простую мысль, что руководитель любого объединения, любой организации должен отказаться от каких-либо политических высказываний и не вести политическую деятельность. По той простой причине, что в объединения входят люди с различными политическими взглядами, представители различных наций, культур, традиций и верований. В особенности это касается творческих союзов.

В то же время, считаю, что отделам культуры и идеологии нужно вернуть профессиональные художественные советы, комиссии, состоящие из выдающихся деятелей культуры и искусства, признанных мастеров, которые будут уполномочены давать художественную оценку произведениям, выставляем в государственных учреждениях, салонах, музеях и выставочных залах, будут способствовать формированию выставок. Для всего остального имеются частные галереи и фестивальная торговля.

Художники, писатели и артисты вправе иметь свою точку зрения и возможность высказывать её публично. Однако непременно должен быть соблюден принцип уважения к другим мнениям, иным национальностям и верованиям, принцип вмещения, главенства этики, художественной ценности; недопустимы какие-либо проявления национализма.

Закончу словами Константина Паустовского: «…Захлебывающиеся слюной от умиления перед своим народом и лишенные чувства меры, всегда доводят эти национальные черты до смехотворных размеров, до патоки, до отвращения. Поэтому нет злейших врагов у своего народа, чем квасные патриоты».

Эльвира Мирсалимова

Источник: teleskop-by.org

Фото: tut.by

Метки: , , , ,

Статьи автора

Суверенитет нельзя объединиться
В какую игру играют некие российские силы, желающие ослабления экономики Беларуси?
Американцам объяснили, что творится в Беларуси и вокруг
Всё это адресовалось не нам, и даже не простым американцам...
Кому мешает Беларусь «советская»
Спустя 28 лет независимости мы наблюдаем крайне неприглядную картину вымарывания нашего великого прошлого
Белорусский партизан, назначенный Сталиным своим преемником
Он стал главной жертвой собственного профессионализма, ответственности, бесхитростности, душевной прямоты и изумительной честности
Все статьи автора