Общество, Статьи

«Витебляне» или «витебчане»: глубинный смысл мышиной возни

Отчего же время от времени подбрасываются все эти «недовольки» с «в\на Украину», «Беларусь, а не Белоруссия», чепуха с «расейской» мовой и «экспертное заключение про витеблян»?

Намедни сайт Радыё Свабода «осчастливил» горожан публикацией: в Витебске состоялись посиделки, где обсуждался «наиважнейший» для каждого жителя северной столицы вопрос – «витебляне» они иль «витебчане»?

«Обделенные» самоназванием жители Витебска побросали дела и напряженно вглядываются в мониторы, понимая, что вот именно сейчас им, непонятливым, объяснят: кто они и как их звать-то.

На пашнях замерли трактора, птицы остановились в полёте, перестали плакать младенцы – всё застыло в ожидании «вердикта»…

«Віцябляне» – поправив акуляры, выдаёт мовазнаўца Вінцук Вячорка И тотчас взревели сельхозмашины, заголосили карапузы, вспорхнувшие голуби отметились на памятнике литовскому князю… А недоверчивые жители города отчего-то вдруг вспомнили об американских фондах и агентствах, вроде USAID, соросовском NED, «евразийском» EF, институте IRI и прочих «фридом хаусах», спонсирующих прозападные СМИ…

Подобные «выяснения» в одном ряду с такими навязанными извне и  изрядно надоевшими «недовольками», как:

— «На» Украину или «в» Украину;

— «Беларусь» или «Белоруссия»;

— «Руская мова» или «расейская».

 

Жители Витебска никогда не делали проблему из того, как им самих себя называть! Это надуманная «проблема», привнесенная извне.

Помнится, во времена первых «Славянских базаров» российские конферансье «шутили» на тему женского варианта «витеблян»; зал, вопреки ожиданиям, реагировал сдержанно. Разрыв шаблона. Витебляне –всегда было привычной формой самоидентификации горожан.

Ещё в конце 80-х поэт Давид Симанович объяснял гостям фестиваля польской песни в Витебске, что это отнюдь не смешно, а очень даже благозвучно. В своей экспрессивной манере Давид Григорьевич вещал, предаваясь воспоминаниям молодости, что в шестидесятых этот «момент» имел однозначное понимание, как в среде городской интеллигенции, так и среди простых тружеников и служащих. Лишь накануне празднования 1000-летия Витебска в 1974 году «всплыла» тема с «витебчанами». Вроде кто-то из партийцев то ли от безграмотности, то ли из желания выслужиться перед руководством страны решил свести лингвистическую особенность к «единообразию» с брестчанами, минчанами и могилевчанами.

Но и определение «витебчане» никогда не обижало горожан и часто употреблялось в печати и выступлениях. Вот и глубокоуважаемый Валерий Шишанов, научный сотрудник краеведческого музея, недавно подтвердил, что форма витебчане «встречается и до 1974 года, и даже в XIX веке», добавляя, правда, что не считает её правильной.

Вернёмся к статье. Спадар Иосиф Наумчик «эксклюзивно» пересказал про витебские события 1974 года всё то, что известно всем и каждому. Мол, для Петра Машерова старались витебские партийные бонзы с «переименованием віцеблян». Каким образом уроженца витебской земли Петра Мироновича Машерова могло насторожить привычное определение, непонятно. Однако хочу обратить внимание на упоминание Машерова; к нему ещё вернусь.

Это вполне объяснимое явление. Таким, казалось бы, нехитрым и безобидным способом нас, простых мирных граждан, невовлеченных в хитрые расстановки на политической шахматной доске, пытаются попросту использовать. Увязая в подобных лексических диспутах, мы отвлекаемся от главного – от стержневого понимания цивилизационной принадлежности.

Нас пытаются переиначить, переобучить, переформатировать, навязать иные нормы и смыслы. А всё для того, чтобы оторвать Беларусь от России.

 

Нормами белорусского языка чётко закреплено – «руская мова». Зачем кому-то нужно написание и произношение «расейская мова»?

А затем, чтобы указать на «принадлежность» языка к российскому государству. Чтобы отделить «своих» от «чужих». Чтобы отмежеваться, используя смысловой подтекст.

Хотя эти же мовазнаўцы, навязывающие понятие «расейская мова», не напишут брытанская, амерыканская або бразільская мова. Но им важно отделить именно Россию. Такова задача, поставленная невидимыми кукловодами.

Русский язык – это не только Россия. И в самой многонациональной России языков очень много. Вот и в Беларуси русский язык, наряду с белорусским, является государственным. На русском языке разговаривает подавляющее большинство жителей страны.

 

Националистами подаётся смысловой штамп: «Беларусь – не Россия».

Опыт майданной Украины выявил все последствия воздействия политтехнологических приёмчиков, в том числе и языковых, на неокрепшие молодые умы. Двадцать лет украинцев учили, что правильно не «на Украину», а «в Украину». «Недовольки» начали брожение. Затем переписали учебники, в которых науку и здравый смысл заменили национализмом. Объяснили, что они не жители российской окраины, а потомки древних укров. Живой и певучий язык исковеркали, дабы ничем не напоминал «москальский». И вот, в один прекрасный момент, как по мановению, они уже скачут, призывая «москалей на ножи»

 

На VII съезде белорусов мира некий делегат съезда Олег Кравцов, парень в кофте поверх вышиванки, призвал к «постепенному введению и популяризации в современном белорусском обществе понятия „литвин“ как исторически положительного по сравнению с понятием „белорус“»

Теперь можно ожидать развития темы. Вероятно, следующий шаг «Беларусь – это Литва», как вариант – «Беларусь – это Польша». Беларусь попытаются сделать антитезой России, по прибалтийскому и украинскому сценарию.

К слову, белорусский министр иностранных дел Владимир Макей, находясь в Польше, заявил в интервью, что «за двадцать лет мы не полностью построили свою идентичность. Дайте нам время, чтобы решить, куда идти». И чуть позже уточняет, что Беларусь может вступить в Евросоюз «через 40-50 лет»…

В упомянутой статье Радыё Свабода Вінцук Вячорка в своём выступлении обозначил «цывілізацыйную мяжу з суседзямі», заявив, что «мова мае неацэнны патэнцыял самаабароны, у тым ліку ад наступу рускага міру».

Вот так из посыла «витебчане или витебляне» можно перейти к «угрозе русского мира»!

 

Казалось бы, какая разница: Белоруссия – Беларусь? Но кому-то неведомому, кто платит звонкой монетой,не даёт спокойно жить этот лингвистический дублет.  Учёные мужи устали объяснять, что оба слова в русском языке «номинируют один и тот же объект и ни одно из них не имеет особой окраски, сопутствующего значения, стилистической пометы. Белоруссия и Беларусь – равноправные потомки цветового хоронима Белая Русь».

Есть государство Беларусь, а есть наша земля, которую по-русски любой может назвать Белоруссией. Впрочем, в названии нашей страны есть слово «русь». С этим, вероятно, тоже постараются «что-то сделать» и как-то переиначить…

 

Вот и упоминания Машерова неслучайны. Имеется некий подтекст с неожиданным смысловым изворотом, мол, из-за социалистического прошлого, олицетворением которого являлся и Машеров, мы себя так неправильно называли. Дескать, нам навязали нечто чуждое, надо от этого избавляться, срочно учить мову, а то вот уже и “русскій мір” нападает.

Хочешь поработить народ, воспитай и обучи его детей. Этим правилом удачно пользуются те, кто использует силы молодости в геополитических переустройствах. Подрастающее поколение белорусов, не заставших советские времена, пытаются оторвать от единой культуры, единой веры и исконных традиций от общего героического прошлого, от исторической славы и Великой Победы. А для этого время от времени подбрасывают подобные «выяснения» и «недовольки».

Эльвира Мирсалимова, Витебск

Фото из открытых источников Интернета

Метки: , , , , , , ,

Статьи автора

«Витебляне» или «витебчане»: глубинный смысл мышиной возни
Отчего же время от времени подбрасываются все эти «недовольки» с «в\на Украину», «Беларусь, а не Белоруссия», чепуха с «расейской» мовой и «экспертное заключение про витеблян»?
Витебский «Бессмертный полк», которого якобы не было
«Бессмертный полк» в Витебске состоялся вопреки многому и многим...
Об антиправославных петициях
Недавно была обнародована очередная антиправославная петиция, требующая прекратить «уничтожение аутентичной белорусской архитектуры»
Государственная идеология или «отдел по борьбе с молодежью»
Складывается парадоксальная ситуация: националистические, откровенно прозападные и вроде как патриотические организации работают… в одном направлении
Все статьи автора