Почему Лукашенко проигрывает борьбу с БЧБ

Статья Артёма Агафонова на Политнавигаторе

В августе, когда в Минске собирались стотысячные толпы под бело-красно-белыми знаменами, я уже писал о своем отношении к этому символу. Если вкратце – история короткая и каждый раз бесславная. Две оккупации и «лихие 90-е». Такой вот белорусский знак беды.

С тех пор прошло почти 4 месяца. И, несмотря на то, что стотысячные толпы на минских проспектах больше не собираются, а отношение власти к БЧБ-символике стало совершенно нетерпимым, вероятность того, что бело-красно-белый флаг рано или поздно появится на 70-метровом флагштоке возле резиденции белорусского президента, только выросла.

Примерно в конце августа-начале сентября, когда протесты были мирными, а их участники еще не определились с символикой и идеологией, можно было попытаться ввести официальный запрет на скомпрометировавшую себя БЧБ, внести ее в республиканский список экстремистских материалов, параллельно развернув активную информационную кампанию о ее бесславном прошлом.

Тогда, скорее всего, символика протестов была бы более разнообразной. Ведь были альтернативные символы – использование белого цвета, флаг с символами «женского триумвирата», не вызвала массового отторжения у протестующих и официальная символика. Даже с российскими триколорами на протесты приходили.

Но белорусским властям было даже выгодно не запрещать БЧБ, а связать в общественном сознании протестное движение с этим символом. Разумеется, если бы символика протестов была нейтральной, они были бы более многочисленными. Свои претензии к Лукашенко имеют многие, но многие же имеют претензии к БЧБ-символике. Не зря же в 1995 году 80 процентов белорусов проголосовали против нее.

Жесткая «цветовая дифференциация» протестов началась тогда, когда начались массовые провластные акции, включая автопробеги под официальными красно-зелеными флагами. Оппозиции не осталось ничего, кроме как принять правила игры и сделать единственным символом БЧБ. Большинство оппозиционных лидеров, преимущественно из числа либералов и националистов, были этому только рады.

А дальше пошла жесть. Режим оказался не способен к тонкой игре по десакрализации символа, а стал действовать максимально грубо, приводя к противоположному результату.

Вот один из примеров – однажды протестующие вывесили между двумя высотками в Минске огромные, метровые белые, красные и белые трусы. Только самый бездарный пропагандист упустил бы возможность постебаться над «революцией трусов» везде – от новостных выпусков на ТВ до юмористических шоу на ютубе. Но вместо этого силовики с коммунальщиками устроили целую спецоперацию с врыванием в квартиры граждан для того, чтобы эти трусы снять. И, в результате, стебались уже над ними, предлагая награждать медалью «За снятие трусов».

Дальше пошли административные сроки за символику, в том числе в окнах собственных квартир, убийство Бондаренко, который стал первой сакральной жертвой, погибшей именно за символику. Обстоятельства гибели, реакция властей на нее, уголовное дело против журналиста и врача, рассказавших обстоятельства и отсутствие уголовного дела по факту самого убийства сделали жертву еще более сакральной.

Дальше – больше. В Белоруссии стали избегать любых сочетаний белого и красного. На улицах меняют адресные таблички, молочно-вишневый мармелад оказался нежелательным, а Дедам Морозам перед Новым Годом срочно шьют новые костюмы. Разумеется, ничего, кроме смеха эти попытки не вызывают.

Борьба с БЧБ в Белоруссии идет, но часто вне правового поля (официального запрета на ее использование как не было, так и нет), слишком грубо и не слишком умно. Нетрудно догадаться, что такая борьба только повышает популярность символики. С другой стороны, привычка вешать официальные флаги на автозаки и здания тюрем не добавляет популярности им.

Метки: ,

Похожие материалы

Пушилин в Минске. Это признание ДНР или есть нюансы?
Признание Лукашенко новых российских территорий, вроде бы, состоялось. Президент Белоруссии принял у себя во Дворце Независимости главу ДНР Дениса Пушилина и президентская пресс-служба на официальном президентском сайте назвала его именно так, безо всякого многовекторного словоблудия, как это случалось раньше.
Артем Агафонов арестован по доносу беглого змагара
В четверг в Бобруйске был Артем Агафонов. Лидеру "Гражданского согласия" пришлось провести сутки в ИВС и заплатить штраф в 1000 рублей. Причина - донос беглого экстремиста Дмитрия Корнеенко, который сам скрывается от правосудия за границей.
«Вечная» против «просроченного». Тихановская пошла по стопам Зеленского
На форуме политэмигрантов решили не переизбирать Тихановскую. На роль "национальной лидерки" ее назначили на неопределенный срок. Никаких выборов!
Манифест новой многовекторности

Как бы ни старались глобалисты навязать всей планете единый миропорядок, мир не един. Есть миры ...

Все статьи автора