День белорусской самостийности: Впервые без парада и вышиванок
3 июля в Белоруссии отмечается День Независимости. Какое отношение имеет дата освобождения советской армией столицы БССР к «независимости» Республики Беларусь, провозглашенной после распада Советского Союза спустя 47 лет, – вопрос отдельный, но это главный праздник белорусского политического календаря.
Обычно отмечается он с большой помпой. Но только не в этом году. Конечно, будут организованы гуляния, выездная торговля, выставка военной техники, выступления местных артистов и «Хора Турецкого». Вечером на шести площадках Минска пройдет салют.
Вот только парада, который всегда проводился 3 июля, кроме лет, когда отмечались юбилеи Победы и 1999 года, когда незадолго до праздника в Минске состоялась давка с 53 погибшими, не будет. О причинах – не сообщается. Казалось бы, в стране объявлен «Год народного единства», а Лукашенко, который в прошлом году лихо бегал с автоматом, нуждается в публичной демонстрации силы и контроля над ситуацией. Но – нет, парад отменен. И не из-за ковида или кризиса. Ковид в прошлом году не помешал провести в пику Кремлю парад 9 мая, а в этом – массовые гуляния, концерты и салюты, а кризисы бывали и посильнее, но парадам не мешали никогда.
Может, действительно, власти опасаются озвученного Федутой «египетского» сценария госпереворота во время парада и далеко не так уверены в лояльности армии?
Но отмена парада – еще не все. Помимо него, по всей видимости, не будет «дня вышиванки». Официально о его отмене не объявлено, однако никаких признаков подготовки к его проведению нет, хотя в прошлые несколько лет она велась столь активно, что чуть ли не затмевала сам День Независимости. День вышиванки впервые официально отмечался в Белоруссии 2 июля 2016 года – тогда в Минске и Бобруйске активисты БРСМ раздали рубашки с вышивкой младенцам, а в Минске при поддержке столичной мэрии, Минкульта и того же БРСМ состоялись официальные празднования.
С тех пор масштаб только нарастал до 2019 года. И даже в 2020 году, за месяц до выборов, когда маски были сброшены с обоих сторон, «день вышиванки» прошел, как ни в чем ни бывало. Неофициально он отмечался и до этого – местные националисты просто позаимствовали его у украинских «братьев по разуму», наполнив примерно тем же содержанием – традиционная крестьянская рубаха у них стала символом, разъединяющим народы. Позже, уже у националистов, традицию «дня вышиванки» позаимствовала власть.
Откровенной русофобии стало меньше, параллели с украинским безумием старались не проводить, но хватало разговоров про самобытность, мову и прочие подобные материи.
С самобытностью и мовой, правда, получился курьез. Слова «вышиванка» вообще нет в белорусском языке. Этот предмет одежды по-белорусски называется «кашуля». В общем, и тут собезьянничали.
В этот период власть явно взяла курс на развитие своего «хорошего» национализма в противовес «плохому» национализму оппозиции. И «день вышиванки» в Белоруссии стал главным символом такого «хорошего» национализма. Повернись история по-другому, бело-красно-белый флаг не готовились бы признать экстремистским символом, а могли бы и узаконить. По крайней мере, форма белорусской футбольной сборной в 2016 году была именно в этой гамме и выглядела так, что в 2021 за нее легко можно схлопотать административный арест.
Прошлый год расставил все по своим местам. Лукашенко никогда не стал бы своим для белорусских националистов и, стоило ситуации пошатнуться, как ребята в вышиванках оказались в первых рядах на баррикадах, включая «системных» националистов, с которыми не считали зазорным встречаться чиновники и которых пускали на телевидение. После этих событий расплодившиеся за предшествовавшую пятилетку магазины «национальной символики» исчезли быстро и не добровольно, а появляться в вышиванках за пределами театральной сцены и фестивалей исторической реставрации стало небезопасно. Теперь и «день вышиванки» уходит в историю.
Вот только идея продвижения «хорошего» национализма властные мозги не покинула. Уже в феврале 2021 года, выступая перед труппой Купаловского театра, Лукашенко заявил, что намерен развивать в стране «хороший» национализм за счет собственных традиций, отличающих белорусов, в том числе, от русских.
Что же, посмотрим, что на этот раз организует Батька во время торжеств.