Об итогах суверенитета
30 лет назад Верховный совет БССР проголосовал за придание статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете БССР. Сама Декларация была после тяжелых дебатов была принята 27 июля 1990 года, но была именно декларацией, не имевшей прямой юридической силы. И только 25 августа 1991 года тогда еще БССР была официально провозглашена независимым государством. Вскоре у него появились новые символы – БЧБ и «Пагоня» и новое название – Республика Беларусь.
Было ли это, как утверждают и националистическая и официальная пропаганда, итогом «многовековой борьбы белорусского народа за независимость»? Разумеется нет. В июле 1990 ее приняли после того, как аналогичный документ приняла РСФСР, в которой тогда Ельцин бунтовал против Горбачева.
В 1991 придали статус после провала ГКЧП, когда коммунистическое большинство было подавлено и деморализовано, а националисты перехватили инициативу. Народ, если кто и спрашивал, то только на референдуме 17 марта 1991 года, когда он большинством в 82,7 процента голосов высказался за сохранение Союза.
Впрочем, после ГКЧП и смысла спрашивать не было. СССР умирал и в августе этот процесс стал необратимым. Можно было этому сопротивляться, как Казахстан, который вышел из Союза последним, 4 дня побыв его единственной республикой, но это ничего бы не изменило.
Время размежевания сменилось временем интеграции, потом интеграция на десятилетия затормозилась. Мы уже привыкли жить в небольшом независимом государстве. Выросли поколения, которые не помнят другой жизни. Глупо призывать вернуться назад и возродить то, что умерло 30 лет назад. Но нужно идти в будущее и помнить, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ, а не чиновники, какую бы должность они не занимали или внешние силы. И исключительно он должен этим суверенитетом распоряжаться в своих интересах, за ним должно быть последнее слово.
Артём Агафонов