Пасьянс из «карт» союзной интеграции — Эльвира Мирсалимова
Итак, пасьянс из «карт» союзной интеграции вновь распределили по какому-то непонятному для большинства граждан раскладу. Одни кричат, мол, ура, всё подписали и всем всё доказали, другие недоуменно пожимают плечами, дескать, а что это такое было-то.
Давайте на секунду оторвём взгляд от нынешнего «расклада» и вспомним, с чего всё началось и к чему пришли.
Что такое Союзное государство в том представлении, в котором оно задумывалось?
Итак, как записано в основополагающих документах, Союзное государство – это единое пространство:
- политическое,
- экономическое,
- военное,
- таможенное,
- валютное,
- юридическое,
- гуманитарное,
- рыночное,
- культурное.
Что из перечисленных пунктов реализовано? А? Да ничего. Но обещаньям несть числа.
Что-то там стало двигаться в военно-оборонительном направлении. И то, только после того, как Запад реально многократно нарастил военное присутствие у белорусской границы, где по нейтральной полосе бродят тысячи ближневосточных беженцев…
То есть на «фундамент» договора, минуя возведение строения, сразу стали прилаживать «крышу» военного присутствия.
Политическая карта отброшена, значит, этот странный союз можно рассматривать лишь как оказание экономической помощи со стороны России своему союзнику, ничего не обещающего взамен на эту помощь.
Экономическая и рыночная. Рынки России распахнулись для белорусских производителей и товаров – в обмен… на что? Таможенная. Ну, мы-то помним, как легко перекрываются границы и пресекается контрафакт от креветок до манго, коими славится земля белорусская. О культурно-гуманитарной промолчим. Мало кто знает, что имеются квоты для белорусских студентов на бесплатное обучение в ВУЗах России. А местечковый «хороший» национализм, как сказал президент, будет строится на отличии от русских.
Про единое валютное пространство. Тут показательно. Ведь всё тоже было подписано и заверено. И в 2004 году должна была быть общая валюта. Но, оказывается, обещанного, как и подписанного, можно ждать десятилетиями и запросто не исполнять.
Так каков же расклад? Выгодна ли интеграция одной из сторон, если для её реализации нужны особые механизмы принуждения от второй? Космонавта запустим, газету создадим. А дальше что? Какое совместное будущее нас ждёт? Как улучшится жизнь простых людей от объединения наши стран? Почему на эти главные, наиважнейшие вопросы никто не даёт прямого и понятного ответа? Потому что многовекторность прибыльнее?
Эльвира Мирсалимова