Агафонов: Запад, стоящий за Украиной, уже проиграл
Начало российской спецоперации на Украине стало ключевым событием не только в региональной, но и в глобальной политике, поэтому разговор о том, как изменятся белорусско-российские отношения после ее завершения, лучше начать с ситуации в мире в целом.
24 февраля 2022 года можно считать днем конца старого глобалистского миропорядка. Он шел к своему закату уже давно и этот закат неминуемо состоялся бы в ближайшие годы, но спусковым крючком стало именно начало спецоперации и реакция на нее коллективного Запада. Введенные против России санкции были настолько мощными, что нарушили целостность глобального мира. Инициаторы этих санкций рассчитывали частично изолировать от него Россию, разрушить ее экономику и тем самым спровоцировать политический кризис с последующей сменой власти на подконтрольный режим. Оказалось, что они переоценили свои возможности диктовать волю мировым лидерам и недооценили уязвимость собственных экономик от России. В результате сейчас мы наблюдаем нарастающий экономический кризис в странах Запада, который уже перерастает в политический и небывалый патриотический подъем в России.
Запад, стоящий за Украиной, уже проиграл это противостояние. Кризисные явления там в ближайшее время будут углубляться, а возможности дальнейшей эскалации конфликта со стороны коллективного Запада практически исчерпаны. Его целью было сдерживание России и создание дуги напряженности вдоль ее границ, но вовсе не мировая война.
На мой взгляд, счет времени до завершения спецоперации идет на месяцы и решающие события произойдут зимой. Уже очевидно, что зимой Европу ожидает серьезное обострение в экономике, нехватка энергоресурсов, очередной скачек инфляции и новые политические потрясения. В США будет тоже неспокойно – вернувшиеся в Конгресс и очень обозленные республиканцы будут блокировать работу Белого Дома и, возможно, добиваться импичмента Байдена. Америке будет не до Украины. Состояние Украины будет особенно плачевным – военные поражения, все новые волны мобилизации, проблемы с продовольствием и отопительным сезоном, — каждый из этих факторов сам по себе сильно деморализует, а уж в совокупности… Добавим сюда отсутствие «зеленки», при котором российской армии, имеющей подавляющее преимущество в воздухе, все будет видно, как на ладони и получим ситуацию идеального шторма для Украины. В общем, победа будет за нами.
Треснувший в феврале глобальный миропорядок уже не склеить. Раскол будет только усугубляться. Поражение Украины приведет к дальнейшему падению позиций Запада и росту – России. Будет уменьшаться влияние многих глобальных институтов, продемонстрировавших свою беспомощность и ангажированность и усиливаться роль региональных.
Для Белоруссии это будет означать одно – процессы интеграции с Россией, которые буксовали два десятилетия, начнут реализовываться с головокружительной скоростью. Многовекторное маневрирование между глобальными центрами силы, которое составляло суть белорусской внешней политики, как минимум, последнего десятилетия, должно остаться в прошлом. Раньше таким образом можно было добиваться определенных выгод и при этом сохранять свободу маневра, но ситуация уже изменилась, а после победы на Украине изменится еще больше. Когда между этими центрами силы растет напряженность, а глобальные институты и сложившееся ранее международное право не имеют прежнего влияния, разумный выход один – присоединиться к одному из этих центров силы и заручиться его покровительством.
Разумеется, потерпев поражение на Украине, коллективный Запад не смирится и продолжит конфронтацию с Россией и мишенью номер два (номер один – Казахстан) в нем будет Белоруссия. Ее будут пытаться втянуть в свою орбиту влияния и прельстить европейскими перспективами. Но к тому времени и европейские перспективы будут выглядеть не так привлекательно и любому здравомыслящему белорусу уже должно быть понятно, что Западу мы интересны не как равноправный партнер, а как еще одно орудие в борьбе с Россией.
Что касается чувствительного для многих вопроса суверенитета, то его носителем, по белорусской Конституции, является народ Белоруссии. Ему и решать. Думаю, государственность со многими ее атрибутами останется, но часть функций будет передана на наднациональный уровень. Это нормально, это упрощает принятие решений, снижает издержки, позволяет оперативно реагировать на внешние вызовы, что в условиях будущей глобальной турбулентности особенно важно.
Можно, конечно, упорствовать и продолжать играть в многовекторность, но нужно понимать. В постглобальном мире, если ты не присоединяешься к одному из центров силы, ты становишься предметом борьбы между ними. И это – в лучшем случае. В худшем – едой.
Артём Агафонов
Источник — ИА REGNUM