Русофобия и коллективный Запад

Долгие годы все антироссийские действия сходили с рук странам коллективного Запада

24 февраля 2022 г. навсегда останется в истории. Это и дата начала специальной военной операции российских сил на Украине, это и символическая дата понимания того, чем может закончиться русофобия как стратегия построения государства. С окончанием «холодной войны» коллективный Запад не сумел, или не захотел, перестроить отношения с наследником СССР – Российской Федерацией. Президент РФ В.В. Путин в своих выступлениях неоднократно предлагал выстраивать со странами коллективного Запада полноценные партнерские отношения, заявляя о договороспособности и надежности российских партнеров. Но Запад предпочитал видеть в России страну-бензоколонку, не понимая, что дешевые ресурсы — это основа их, европейского, экономического чуда, что Россия огромный рынок сбыта именно для европейских товаров. За более чем 20 лет коллективный Запад свято уверовал в то, что Россия никуда не денется, у России нет больше, да и не должно быть, никаких геополитических интересов. Но события последних дней показывают, что Россия — это не только газ, нефть, мировой рынок сбыта европейских товаров. Россия заявила о своих геополитических притязаниях на статус великой державы, которая хочет разговаривать с остальными не с позиции силы, а с позиции именно партнерских отношений. Санкционная война, развязанная странами коллективного Запада против России, приносит больше пользы для России чем вреда. Список топ 30 стран, лидирующих по уровню внешнего долга на душу населения совпадает с перечнем государств, образующих Североатлантический альянс и ещё несколькими представителями Тихоокеанского региона, объявивших России тотальную экономическую блокаду?

Нынешний геополитический вызов России — это вызов мировой системе, построенной на глобальном паразитировании одних, избранных, на других, призванных по задумке первых, обслуживать их интересы и снабжать своими ресурсами. И как только коллективный Запад решил в качестве наказания разорвать этот круг, оказалось, что ему от этого гораздо хуже, чем нам. Запад санкциями против России сам себя загнал в ловушку, из которой только один выход – признать собственную неправоту и установить честные равноправные договора с Российской Федерацией. Коллективный Запад не может также признать тот факт, что их ставка на русофобскую политику провалилась, что не получается вылепить из России «образ врага», с которым удобно бороться, потому что он не нападает. Что нельзя лепить врага из страны, в руках которой находится энергетическое и экономическое будущее.

Почему же так получается, что русофобская линия стала главной доминантой развития как международных отношений, так и внутренней политики?

Глава МИД С. Лавров в ходе прямой линии с журналистами, читателями и радиослушателями “Комсомольской правды” летом 2016 г. так охарактеризовал природу воспроизводства русофобии в западном мире: «Со времен Ивана Грозного никто в мире не хотел сильной, уверенной в себе России… Всё это укладывается в ту концепцию, которую Збигнев Бжезинский изложил еще в своей книге «Великая шахматная доска», где он прямо поставил задачу — не дать варварам объединиться… Понятно, что он употреблял фигуры речи, но это достаточно показательно относительно того, в каком направлении идут мысли» [1].

После  распада СССР и формирования однополярного мира казалось бы, что перестала работать прежняя линейно-компенсаторная диалектика. Известный  американский политик Джек Мэтлок очень точно выразил эйфорию политических элит Запада в связи с распадом Советского Союза: «Мы выиграли холодную войну и можем делать, что хотим. Русским просто придется привыкнуть к тому, что они больше не великая держава, и мы можем не обращать внимание на их мнения» [2].

После 90-х гг. Россия стала другой страной, поэтому многие прежние особенности русофобии изменяются. Коллективный Запад не может не учитывать возросшую геополитическую роль России и тех государств и международных объединений, чьи интересы так или иначе связаны с Россией на основе долгосрочных отношений. До событий 24 февраля 2022 г. в отношениях Запада и России была четкая закономерность: в ситуации, когда западные державы нуждаются в геополитическом и военном союзе с Россией, она рассматривается как часть Запада, но как только потребность в таком союзе ослабевает, в ней начинают видеть страну, интересы которой по определению противоречат интересам «цивилизованного мира» [3].

Роберто Куалья, автор предисловия к книге известного итальянского общественно-политического деятеля Джульетто Кьезы «Русофобия 2.0: болезнь или оружие Запада» писал, что русофобы большей частью не знают о том, что они русофобы: «Многих из них я знаю лично. Они могут быть добрыми друзьями, умными людьми, интеллектуалами, у которых, как привило, нет проблем при изучении рациональных аргументов. Но едва только политический дискурс коснется России, всё их здравомыслие, как правило, отходит на второй план и вместо логических рассуждений появляются трафаретные лозунги, шаблонные фразы, замшелые предубеждения и глупые предрассудки, а также истерическая слепота в отношении к фактам и глухота к аргументам. У них появляются двойные оценочные стандарты при истолковании одних и тех же фактов» [4].

Попытки определенными политическими кругами демонизации России разбиваются когда критики России попадают в России. Они видят то, что как подается образ России для западного обывателя очень сильно разнится с действительностью. Примеры этого – Олимпийские Игры в Сочи в 2014 г., чемпионат мира по футболу в 2018 г. Это еще больше злит русофобов. Отсюда и появляются дело Скрипалей в Великобритании, взрывы складов в Чехии и прочее, прочее, прочее.

В условиях специальной военной операции знамя русофобии подхватили украинские средства массовой информации, которые совместно с западными продолжают  демонизировать Россию. Цель этого процесса заставить поверить как самих русских, так и народы, которые поддерживают специальную военную операцию в том, что Россия — это то самое Зло в чистом виде, которое будет побеждено. Поэтому жизненно необходимо поселить зерно сомнения в успешности СВО, активно удобряя его самой оголтелой пропагандой. Сформировать чувство вины у народов, поддерживающих Россию, чтобы оторвать их на данном этапе от союза с Россией. Заставить сомневаться братский народ белорусов, направить гнев недовольных политическим режимом А.Г. Лукашенко, на Россию и тем самым попытаться заставить А.Г. Лукашенко отказаться от союзнических обязательств по отношению к России. Как это видно на примере некогда дружественного Казахстана, которому в трудную минуту, именно Россия, протянула руку помощи, а вот когда было необходимо, хотя бы высказать слова поддержки, и этого было более чем достаточно, — этого не произошло…

На Западе Россия воспринимается как исторически отчуждаемая инаковость, чужеродность — цивилизационная, мировоззренческая, социально-политическая. Исторически и теоретически обоснованным представляется вывод о том, что «негативистская презумпция восприятия России входит в так называемый «геополитический код» Запада, представляя устойчивый социокультурный и ментальный стереотип… Россия нужна Западу именно как негативный alter ego, служа в этом качестве критически важным условием гомогенности и идентичности Запада, его конституирующим Другим».

Но у всего в этом мире есть своя цена и у русофобии в том числе. Долгие, очень долгие годы все антироссийские действия сходили с рук странам коллективного Запада. Судя по темпам специальной военной операции на Украине , час расплаты, буквально, действительно близок.

 

Мищенко В.В.

к.и.н., доцент

ФГБОУ ВО «Брянский государственный

университет имени академика И.Г. Петровского»

 

Список литературы

[1] Комсомольская правда. 2016. 1 июня.

[2] Цит. по:  Неймарк М. А. «Мягкая сила» в мировой политике. М.: Дашков и К. С. 219.

[3] Семененко И. С., Лапкин В. В., Пантин В. И. Социальные размежевания и политические противостояния в научном дискурсе: критерии оценки и классификации . – Полис. Политические исследования. 2021. Том 30. № 5. С. 56-77.

[4] Кьеза Дж. Русофобия 2.0: болезнь или оружие Запада? М.: Изд-во “Э”, 2016. С. 10.

Похожие материалы

21 февраля — День родного языка
Родным языком для подавляющего большинства белорусских граждан является русский язык
Телемост «Война и мир в 2024 году»
Экспертный клуб «Гражданского согласия» провел на своем ютуб-канале международный телемост
Все статьи автора