Праздник 14 мая. Не только госсимволика

В Беларуси сегодня отмечают День Государственного флага, герба и гимна. Праздник этот был учрежден достаточно давно, но долгое время ему не придавалось большого значения, однако в последние несколько лет он каждый раз празднуется каждый раз со все большим размахом. До сих пор отмечался только День флага и герба, гимн добавился в этом году впервые, после того, как Лукашенко потребовал это сделать в очередном ежегодном послании. Несмотря на то, что сам Бацька, как говорят, приболел и церемония на одноименной празднику площади с самым высоким в Белоруссии флагштоком прошла без его участия, вышло все торжественно и помпезно, прошли свои торжества и в регионах.

В честь чего празднуем? Дата выбрана не случайно. День госсимволики привязан в Беларуси ко второму воскресенью мая потому, что именно в этот день, 14 мая 1995 года был проведен первый за время правления Лукашенко и была утверждена символика, которая, с небольшими изменениями, до сих пор является официальной. Оппозиция до сих пор не признает итоги этого референдума, ссылаясь на какие-то процессуальные нарушения.

Однако факт остается фактом — более 75 процентов избирателей тогда проголосовали именно за эти символы и эту цифру не оспаривают даже вменяемые оппозиционеры – в те годы Лукашенко делал только первые шаги на президентском посту и оппозиция имела достаточно возможностей, чтобы проконтролировать ход голосования. Их возмущает то, что решать то, какой будет государственная символика вообще доверили народу. Сами нынешние оппозиционеры народ не спрашивали – просто внесли в 1991 году бело-красно-белый флаг в зал заседаний Верховного Совета и дезориентированное и деморализованное процессами распада СССР коммунистическое большинство депутатов сдалось без боя и послушно проголосовало. Лукашенко, как видим, оказался большим демократом.

Националистическая символика была в Беларуси не популярна, в девяностые хватало еще тех, кто помнил, как под ней маршировали коллаборационисты во времена гитлеровской оккупации. Поэтому после прихода Лукашенко в обществе развернулась широкая дискуссия по поводу новой. Предлагались разные варианты, однако, в итоге решили не изобретать цветастый суверенный новодел, подобно среднеазиатским республикам, а проголосовали за преемственность советской традиции.

Вот только, отмечая День флага, герба и гимна, белорусы сейчас редко вспоминают, что вопрос о символике был лишь одним из четырех в бюллетене референдума 14 мая 1995 года. Помимо этого, на голосование вынесли поправку в Конституцию, в соответствии с которой президент получил право при определенных условиях распускать парламент. Это был первый, пока еще робкий шанс к формированию суперпрезидентской республики. Потом Лукашенко еще трижды проводил конституционные референдумы и, в итоге, добился практически абсолютной власти. Два другие вопроса были о курсе на экономическую интеграцию с Россией и о статусе русского языка, как второго государственного. Оба предложения получили поддержку 83,3 процентов от числа пришедших на избирательные участки.

Именно первый лукашенковский референдум, состоявшийся ровно 28 лет назад, стал отправной точкой в формировании той Беларуси, которую мы сейчас знаем. Три оставшихся вопроса были, как минимум, не менее значимы. Если вопрос о государственной символике сформировал ее образ, то эти вопросы сформировали саму суть современной белорусской государственности. Лично я считаю это событие настолько значимым, что, когда наша организация «Гражданское согласие» только создавалась, одним из основных вариантов названия было «Союз 14 мая».

Понятно, что за 28 лет, прошедших после исторического референдума, случалось всякое. Несколько лет назад, в эпоху расцвета многовекторности и «мягкой белорусизации» о том, что, кроме флага и герба, народ проголосовал за русский язык и интеграцию, пропаганда старалась лишний раз не вспоминать. Сейчас времена изменились, но подходы не поменялись. В официальных СМИ по-прежнему очень много слов про государственную символику и практически ничего – о других судьбоносных решениях, принятых 28 лет назад.

Артем Агафонов, Политнавигатор

Метки: , ,

Похожие материалы

Войны памяти. История как инструмент грязной политики
История – это политика, опрокинутая в прошлое
Конференция «Войны памяти»
О националистических перегибах в истории
Пророссийским в Белоруссии стало быть опасно?

Один из постоянных авторов «Политнавигатора» и председатель белорусской пророссийской инициативы «Гражданское согласие» Артем Агафонов во ...

Все статьи автора