О белорусском патриотизме
В Беларуси в последнее время очень много говорят о патриотизме. Причем называют себя патриотами и ...
В Беларуси в последнее время очень много говорят о патриотизме. Причем называют себя патриотами и взывают к этому чувству силы, подчас диаметрально противоположные и не совместимые друг с другом. Они спорят до хрипоты, а некоторые, в лучших традициях 1937 года, пачками развешивают на оппонентов ярлыки «врагов народа» и грозят репрессиями. Давайте разберемся, кто есть кто. Чтобы не впадать в казуистику – предлагаю воспользоваться самым простым и общим определением патриота – человек, любящий свой народ и свою Родину.
Громче всех у нас любят кричать о своем патриотизме люди в вышиванках, с бело-красно-белыми флагами и старающиеся на публике говорить на белорусском языке. Впрочем, даже при отсутствии таких атрибутов, эта категория граждан узнаваемая и легко определяется после 10 минут разговоров. Эта же категория обычно самая агрессивная. Она пытается присвоить себе эксклюзивное право называться патриотами и нападает на всех, кто у нее это право оспаривает.
Вот только патриотизм у этой публики странный. Понятие «народ» у них носит сугубо этнический характер. А это уже получается не патриотизм, а этнонационализм, от которого один шаг до шовинизма и ксенофобии, которые в этой среде тоже цветут буйным цветом. Причем даже стопроцентно белорусское происхождение и корни, тянущиеся из болот Слутчины не делают вас в их глазах полноценным гражданином. Если вы не разделяете их убеждений или, тем более, говорите, как и большинство, на русском языке – вы для них «несвядомый», неполноценный белорус, гражданин второго сорта. И вас сначала нужно сначала принудительно белорусизировать под их стандарты, а потом уже признавать своим.
Но и это еще полбеды – идеология этих людей во многом построена на псевдоисторических мифах и комплексах, зачастую навязанных извне. Этот национализм не белорусский, а антирусский. Его носители искренне ненавидят большую часть белорусских граждан – русский, русскоязычных, выступающих за союз с Россией. Они целенаправленно раскалывают общество и их не смущают возможные кровавые последствия такого раскола. Не беспокоит их и то, что реализация их планов приведет к экономической и социальной катастрофе. В общем, если такие «патриоты» и любят свой народ и Родину, то любовь их явно с садистским уклоном. Поэтому большинство белорусов от них и шарахаются, как от прокаженных.
Вторая категория «патриотов», особенно расплодившаяся в последнее время – лоялисты. И тут речь не только о чиновниках и идеологических работниках, которые по долгу службы обязаны поддерживать власть. Эти обычно работают кондово, без креатива и огонька. Теперь много и тех, кто, вроде бы, говорит неглупые вещи про общенациональные интересы, необходимость консолидации общества, но их лояльность власти чрезмерна, доходит до сервильности. Что бы не сказало и не сделало руководство, они всегда найдут аргументы в поддержку и будут с пеной у рта их навязывать, не считаясь ни с логикой, ни с той позицией, которую сами же занимали еще вчера.
Сейчас они стали гораздо нетерпимее и агрессивнее, почти сравнявшись по этому показателю со змагарами-этнонационалистами. Критику власти они воспринимают, как предательство самого государства и покушение на его суверенитет. Особенно, когда эта критика с пророссийских позиций, монополию на которые они, несмотря на всю напряженность в двусторонних отношениях, желают оставить за собой.
Их позиция была бы понятной и логичной, если бы у нас была абсолютная монархия, а единственным носителем суверенитета был бы сам глава государства. Но, к счастью, принцип «государство – это я» у нас противоречит Конституции.
И, наконец, третий тип белорусских патриотов, к которым принадлежу и я, Артём Агафонов, – это люди, для которых народ – это все граждане страны, независимо от национальности, языка и вероисповедания. Именно народ является носителем суверенитета, которым может распоряжаться в своих интересах. Народ вечен, а любая власть всегда временна. Любой президент – это не единоличный хозяин страны, а управленец, которому народ доверил руководство страной ради блага этой страны и народа.
В таком патриотизме высшая ценность – мирная и благополучная жизнь народа, процветающая и динамично развивающаяся экономика, сохранение и развитие многовекового опыта и традиций народа.
Этнонационалисты ставят узкоэтнические (к тому же специфически понятые) интересы над общенародными. Лоялисты – частное над общим, а сиюминутное над стратегическим. В этом их принципиальная слабость. Но в нашей стране они сильны и имеют тенденцию к сближению. Главная опасность в том, что, если они победят – наше будущее окажется под большим вопросом.