Обращение «Гражданского согласия» к Конституционной комиссии

В нынешнем виде проект Конституции несет угрозу

В Минске 16 января 2022 года состоялся круглый стол «Конституционная реформа в Беларуси: перспективы, возможности, риски» по инициативе оргкомитета Республиканского общественного объединения «Гражданское согласия». Участники мероприятия констатировали, что вынесение на всенародное обсуждение проекта новой Конституции является шагом вперед и открывает окно возможностей для белорусского государства. Тем не менее собравшиеся пришли к выводу, что проект Основного закона Беларуси нуждается в серьезной доработке — в нынешнем виде он несет угрозу для будущего белорусской государственности.

В этой связи оргкомитет «Гражданского согласия» выступил с обращением к членам Конституционной комиссии с просьбой обратить внимание на ряд наиболее противоречивых особенностей документа.

1. Исключение из статьи 18 Конституции абсурдного и не имеющего отношения к реальности положения о том, что Беларусь стремится к государственному нейтралитету, безусловно, является положительным шагом, однако считаем необходимым пойти дальше и отразить в Конституции положение о том, что наша республика является соучредителем Союзного государства и способствует интеграционным процессам на постсоветском пространстве.

2. Предлагаемые изменения в статье 45 фактически лишают граждан гарантированной бесплатной медицинской помощи, отдавая формы и объем бесплатного лечения на усмотрение законодателя. Такое изменение противоречит социальному характеру белорусского государства. В связи с этим предлагаем не вносить изменений в указанную статью.

3. В статье 80 предлагаем исключить слова «по рождению» как не учитывающую историю Республики Беларусь, до 1991 года бывшей частью Советского Союза, граждане которого свободно перемещались по его территории. Также данная статья является дискриминационной для граждан, рожденных в семьях советских и белорусских дипломатов, военнослужащих и специалистов, в силу специфики своей деятельности длительное время проживавших за рубежом. По некоторым оценкам, число белорусских граждан, только в силу данного положения утративших право баллотироваться в президенты может достигать миллиона человек.

4. В целом заложенная в проекте конфигурация системы государственной власти предполагает наличие двух ее центров. С одной стороны, Всебелорусское народное собрание обладает полномочиями отстранения от власти президента, признания выборов нелегитимными, введения чрезвычайного и военного положения, формирует Центризбирком, назначает судей Верховного и Конституционного судов. С другой – президент сохраняет контроль над силовыми структурами и местными органами власти и имеет возможность более оперативно реагировать на возникающие вызовы. Подобная конфигурация несет в себе угрозу возникновения двоевластия и чревата острым политическим кризисом подобным произошедшему в начале января 2022 года в Казахстане. В связи с этим разделы Конституции, посвященные деятельности центральных органов власти нуждаются в существенном пересмотре и ребалансировке их функций во избежание такой возможности.

5. Раздел, посвященный Всебелорусскому народному собранию, прописан недостаточно детальным и слабо отражает такие важные аспекты, как порядок формирования ВНС и его органов, сферу компетенции Президиума. Считаем целесообразным во избежание неясности при принятии решения на предстоящем референдуме более детально проработать данный раздел.

Метки: , ,

Похожие материалы

Мирсалимова о Бессмертном полке в Беларуси
Пока жив Полк в Беларуси, страна не может превратиться в очередную «антиРоссию»
В Беларуси происходит становление митинговой традиции в пророссийских рядах — Агафонов
У пророссийских белорусов нет привычки к митингам и шествиям
Все статьи автора